Сделать заявку

Стандарт-Н

Автоматизация торговли

8 (800) 250-82-38
отдел продаж (звонок бесплатный)
8 (3412) 338-238
техническая поддержка

Выкладка товаров (Мерчандайзинг)

Мерчандайзинг – «целая наука» по крайней мере так говорят – на деле раскладкой, выкладкой товара занимаются в большинстве своем (кроме крупных супермаркетов) сами заведующие, товароведы, менеджеры, имеющие лишь смутное представление о мерчандайзинге (да и надо ли это?).

По факту же мы видим «результат собственных изысканий, опыта, где-то как то подобранных знаний..».

Давайте попробуем вместе с Вами определить несколько основных правил выкладки, расположения товара.

Cтруктурирование.

Товар должен быть «структурирован» - секции, группы, виды (размеры, цвета, упаковки и т.д.). Структура не должна быть слишком сложной (я говорю в свете выкладки) - сами запутаетесь, где что лежит. Вместе с тем структура должна учитывать все особенности данного вида торговли (продажи товара). Как всегда выигрывает тот, кто сумеет найти оптимальное (компромиссное соотношение) между учитываем «всего и вся» и «не ухода в замороченную сложность».

Часто в попытке максимизировать структуру товара все «ЭТО» приобретает «извращенный и запутанный характер».

Так, например в одном из спортивных магазинов так структурировали ассортимент:

Секции: теннис, хоккей, туризм, футбол, и т.д.

Группы: мячи, клюшки, ботинки, палки, лыжи, перчатки, куртки

Подгруппы: ботинки для беговых лыж, ботинки для горных лыж…

Виды: размеры, цвета, по качеству, цене, например перчатки игрока, перчатки вратаря и т.д.

Возможно, более правильное было бы «традиционное» структурирование ассортимента товара: одежда (куда входит как под отдел и обувь), спортинвентарь, «технические и мелкие устройства и атрибуты (за витринный товар).

Излишнее усложнение структуры приводит к запутыванию самих себя. Привносит большой объем не нужной работы – экономическая эффективность не пропорциональна прилагаемым усилиям. Кроме того сложная система структуры ассортимента «замыливает» общую аналитическую картину», привносит много не нужной избыточной информации, часто ложной. Не правильно созданная структура ассортимента со множеством отступлений, нюансов … – создает предпосылки для злоупотреблений, экономических потерь.

Структура ассортимента, выкладки должна быть простой, наглядной, понятной самим

И прежде всего экономически эффективной.

Это не значит, что структура выкладки ассортимента не может включать в себя различные отступления, вкрапления, нюансы, но!: их не должно быть много (нагромождения), и они должны быть целесообразны (оправданы).

Структура товара и его выкладка не является раз и на всегда утвержденной постоянной, она может и должна с течением времени, проявлением различных «условий», изменяться, улучшаться, возможны привнесения различных дополнений.

Самое важное: необходимо понять – мерчандайзинг (выкладка товаров) и структура ассортимента не два, не зависящих друг от друга, механизма организации а совокупный (компромиссный) результат двух составляющих.

Какая структура ассортимента – такая и выкладка …
Конечно мерчандайзинг это не только выкладка – это все «механизмы», способствующие улучшению, продвижению (продажам) товара, при относительной ценовой константе.

1. Реклама: самой торговой точки, отдельных видов товара, реклама в СМИ…

2. Акции: промо акции (разовые) рекламки, буклеты – музыка, девушки, шарики. «Лотереи» - купоны, розыгрыши, сюрпризы, подарки, бонусы. Эпотажность в конце концов – все в Ваших силах и пределах фантазии

3. Дисконт: выстраивание дисконтной политики – дисконтная система: от дня недели – «поход выходного дня», «праздники», в зависимости от времени суток, от суммы чека, накопительная, «абсолютная скидка» (суммовая на чек), прогрессивная, регрессивная, бонусная, с монетизацией суммы дисконта, акции.

4. Оформление: самой торговой точки, витрин, товара, продавцов (стиль) и т.д.

Блистер – муляж продукции, запечатанный в прозрачный пластик, закрепляемый с внутренней стороны витрины. На жаргоне мерчандайзеров – «икона».

Паллеты (от англ. Pallete – поддон) – красивые горы и пирамиды товаров в торговых залах супермаркетов.

Если одна и та же торговая марка выпускается в разных товарных группах (например, стиральный порошок и жидкость для мытья посуды), то они должны располагаться в разных местах, рядом с аналогичными товарами других торговых марок.

Фэйсинг (от англ. Face – лицо) – лицевая часть единицы продукции. Например, 1 бутылка кетчупа «Балтимор» – «Томатный» стеклянная, вес 0,540 г, стоящая на полке лицом к покупателю.
5. Маркетинг: определение основного и не основных направлений развития (расширения ассортимента), выстраивание стратегии относительно конкурентов (в условиях конкуренции).
6. Обучение: обучение персонала по новым и отдельным видам товара, новым приемам, подходам (психологическим) и технологиям продаж. Обучение персонала работы с программным обеспечением.

Выкладка

«Сколько копий сломано сколько мнений сказано». Но есть и рациональные решения, есть структурированные подходы. Кстати это как раз тот случай когда, в качестве примера можно взять положительный опыт как раз гиперсупермаркетов (сообразуясь, конечно же, со здравым смыслом и учитывая местные условия и факторы).

Какие же моменты можно выделить:
1. Позиционирование нового товара
2. Акцентирование внимания на залежалый товар (со сниженными ценами или «условиями акций»).
3. Чередование групп товаров (включение внимания) – то есть если вы идете мимо полок ложки, поварешки, кастрюли, чайники, и т.д., возможно полезно попробовать сделать вкрапления (чередование) с: какими то близкими по применению но отличными по характеристикам товарам - например, полочка гигиенических средств или фартуков, варежек, сувениров, ну или «коллекцию» заварочных чайничков и т.д.
• а также отдельные вкрапления, отдельных товаров в какую либо группу.
Встречал такой пример: фармацевт со стажем выставляет гигиеническую жидкость на полке с презервативами. Провизор (заведующая) недоуменно спрашивает: «Причем тут жидкость?». Фармацевт отвечает: «Так, когда у нас эти жидкости стоят на отдельной витрине ни кто не берет, как только выставляем вместе с презервативами – уходят «влёт».

4. Из выше приведенного примера следует правило 4: по факту – на основании опыта, анализа, наблюдения… - что дает положительный результат, что не дает и т.д..

5. Комбинирование (композиционирование) товаров – по сути «икебана» из товаров –кружечки с ложечкой, ложечки с ситечком, ситечко с чайничком и т.д.* Это не «суповой набор» из социалистических времен – прошу не путать - именно икебана, пусть и своеобразная – именно улавливание реакции, настроения, символизма, в свете каких то моментов, событий, традиций, и т.д.

6. Гармония: в любом случае должно быть красиво, эстетично, привлекательно.

По цветовой гамме, по форме, по содержанию. Не должно быть безвкусно, напыщенно. При каких -то ситуациях возможна эпотажность, изюминка, отдельные вкрапления «чего-то».