Сделать заявку

Стандарт-Н

Автоматизация торговли

8 (800) 250-82-38
отдел продаж (звонок бесплатный)
8 (3412) 338-238
техническая поддержка
ГлавнаяФранчайзи
Автоматизация торговли: экономика или психология?

Автоматизация торговли: экономика или психология?

Что-то всех манит, куда-то в светлые дали, голубые мечты, высокие технологии.
Земными делами заниматься, тем более что-то об этом рассуждать..? банально? обыденно? не стоит внимания? И так все понятно?
Между тем торговля (в том числе розничная) это точка опоры экономики: не какие то там банки, заводы, биржи…
Это то место, та точка, где происходит «обмен», насыщение кислородом, кровеносной системы экономики. Торговля, как печенка, фильтрует сквозь себя все деньги – «грязные», «левые», «правые»… Бог весть, каким только путем и при каких обстоятельствах добытыми, наворованными, честно заработанными…
В результате организм «очищается» - экономика избавляется от произведенного товара и «чистенькие» денежки в виде налогов, «закупа от производителей», снова вливаются в экономику. Торговля обеспечивает «круговорот в природе», благодаря ей, все и держится. Как только печенка загибается – и не важно, по какой причине - то ли кровь перестала поступать (нет покупательской способности или потребности), то ли фильтры забились (предложить нового нечего) - все, экономика встает – коллапс.

Так к чему это я - такое пространное вступление?

Удивительно для меня: то ли мало кто «важность» понимает, то ли «и так все ясно», но по серьезному (я всем говорю: бизнесменам, менеджерам, программистам …), мало кто занимается «автоматизацией розничной торговли».
Что значит по серьезному? А то и значит что идеи нет, нет качественного рывка –следующей ступеньки развития. Ведь что мы имеем – в подавляющем, решение на 1С.

Нет «решения для маленьких» - малого и среднего бизнеса.

Поэтому и присутствует на нашем рынке ситуация когда одни «монстры» - розничные сети. Нет эффективного простого надежного средства против них. Надо уравнять шансы - дать малому бизнесу (отдельным магазинчикам, аптекам, фирмам…) инструмент, который бы позволил успешно бороться (конкурировать) с монстрами.

До определенного времени танки на поле боя, считались неуязвимыми для пехоты…, пока не появился гранатомет, который «уравнял в правах» отдельного бойца и стального монстра, и началась совсем «другая история…».

Все «остальное»(ые) программы (не 1C), по сути, сводится к более менее удачным попыткам «скопировать», на основе той же самой психологии: документооборота и бухгалтерии.

Если есть основание, есть проведенный документ - есть движение. Если нет документа, то и движения (товара) нет.

Вот вся психология. Ну а что тут не правильного?, или что не логично?

Да как раз дело в том, что розничная торговля не бухгалтерия, и не документооборот: совсем разные задачи, цели и как следствие должны быть разными и механизмы и инструменты и психология.

Вот, к примеру, наступает батальон. У него какие задачи? – взять, допустим, высоту. Но! в составе батальона есть взвод разведки (не надо объяснять для чего?) хорошо – объясню, почему в составе: потому как ни кто и не спорит, что торговля должна существовать в ранге установленных правил (налоги, законодательство, лицензирование (для некоторых видов торговли)). Но при всем, при этом, у развед взвода отличные задачи от всего батальона, в его целях: не тупо пойти в атаку «на ура», а обеспечить успех операции всего батальона. То есть достать языка, узнать где огневые точки противника. В общем, любым способом получить информацию о противнике и определить как лучше (с минимальными потерями) достичь поставленной задачи для всего батальона (пусть батальоном будет предприятие).

Пример не прямой, но... торговля в достаточно «большом качестве» используется экономикой, в качестве первоначальных разведывательных действий, то есть какой товар идет, какой не идет, на сколько идет, насколько прибыльный, какие лучше маркетинговые ходы использовать, рекламу, менеджмент и т.д.

Ведь не секрет, товар может быть самым лучшим, но без должного маркетинга и продвижения так и останется невостребованным. Так вот, только в случае успешных действий развед взвода и будет обеспечен успех всего батальона. Что это значит, а то и значит, что если торговля не заработает (прибыль не получит), при чем в буквальном смысле, то и считать бухгалтерии будет «нечего». Вернее считать она будет, в любом случае, только не о прибылях, успехах операции и реляции выдавать, а о напрасных затратах и убытках.

Вот тут мы подошли к самому главному - со всей ответственностью заявляю, возможно, банальные вещи: если во главе угла поставим документооборот, бухгалтерию, то бизнеса не будет (батальон поляжет).

Конечно же, бухгалтерия нужна, но она должна сделать так, «чтобы у нас все было» (или хотя бы что-то осталось), и при этом «нам за «это» ничего не было». Точно также с юристами, чиновниками, административными ресурсами (как внутренними, так и внешними). Все это «тыловое обеспечение» - повара и писари, при всей их нужности, в атаку не ходят.

Или другой пример:

Что такое бухгалтерия? Это «трамвай 10 номер»: есть пассажиры, нет пассажиров – строго по установленному маршруту, с определенным тарифом, строго по расписанию, по установленным правилам (отчетность, налоги, документооборот). Что такое торговля? Это такси, задача взять пассажира в нужном месте и доставить в определенную точку с максимальным комфортом, скоростью, согласно требованиям клиента. Такси тоже работает по определенным правилам, но эти правила более свободны, нет рельс, нет определенного графика, нет четкого маршрута. Водитель такси сам должен искать пассажиров, выбирать сам наиболее оптимальные маршруты движения, определять оплату за проезд.

Теперь представим: зацепляем на жесткую сцепку такси с трамваем и что получиться?! – трамвай с рельс сойдет или такси ничего не заработает. В жизни нам «такое и в голову не приходит» но в программах применяемых в экономике, мы исповедуем такой принцип как закон?

Подавляющее большинство современных программ автоматизации розничной торговли построено на платформе 1С, или отталкивается от психологии 1С. Я не говорю, что 1С плохая, 1С-великолепная программа. Мои «поздравления» разработчикам, в особенности менеджменту команды 1С. НО! 1С хороша, прежде всего, как бухгалтерская программа, и альтернативы на сегодняшний день ей я не вижу: молодцы.

Что же касается розничной торговли: психология устарела и не соответствует сегодняшнему дню. Отвечаю, что: автоматизация, построенная по такому принципу: это «автоматизация ради автоматизации». То есть автоматизация есть, документооборот есть, выгрузка в бухгалтерию есть, а экономического эффекта нет (по тому, как ничего реального с жизнью не имеет). Постреляли, отчитались, в атаку сходили, а «высоту» не взяли. То, что должна нести с собой автоматизация, а именно повышение эффективности, конкурентоспособности, мобильности, такие программы не дают.

Что же не так? В новой психологии программы автоматизации должно являться действие, а документ (конечно, он должен быть) является лишь сопутствующим продуктом, пусть и обязательным и необходимым. Когда я говорю «он-лайн» остатки пользователи, менеджеры и разработчики не понимают что это такое, пока непосредственно не начинают пользоваться нашей программой. У меня такие вопросы: зачем, чтобы посмотреть остатки надо выполнять ряд действий, после чего ждать какое-то время, чтобы сформировался отчет, «вообще», зачем этот отчет, он статичен, с ним нельзя работать. Неужели нельзя открыть программу и там сразу присутствуют остатки, при чем вместе с ассортиментом. Я могу совершать любые действия с данными остатками (с автоматическим формированием сопутствующих документов), при чем абсолютно полалагаясь на достоверность данных.

Мне кажется, все-таки, для непосвященного круга это «замудрено» и из этих объяснений так никто и ничего не поймет.

Попробуем другой пример.

Программа Кассир: как только мы добавляем, какой то товар в чек, его уже «физически» нет в базе (и визуально, конечно же). То есть с ним (данным товаром) на второй кассе, или в менеджере никаких действий совершить нельзя, причем если мы чек отменим – то товар вернется в базу, и мы сможем с ним совершать те действия, которые захотим. То есть непосредственно товар является объектом действия, а не документ, на основании которого совершается действие с товаром. Если же мы чек пробиваем, вот тогда формируется документ (протокол) «касса-расход».

Когда разговариваю с разработчиками на форумах, то слышу такие реплики: зачем все это надо? Какая разница? Прямо сейчас по действию, или: кнопочку нажал, подождал 1-2 минуты, вот тебе тоже остатки. На самом деле, разница огромная и принципиальная. У нас есть клиенты (магазины), которые не останавливаются на ревизию 7 лет! Распечатал остатки и пошел по полочкам сверять. При чем в это время торговля идет. Там, где не сходится: по ведомости 5, а в наличии 4, подошел к любому компьютеру и посмотрел, и т.к. остатки в режиме «on-line»: сколько вижу в базе столько и должно быть на любой момент времени и при всех ситуациях - если увидел что в базе в данный момент 4 – то все хорошо, то есть в течение ревизии данный товар продался, если нет – надо разбираться. Мы действительно получаем эффективные инструменты ведения бизнеса.

В обычном же режиме мы должны торговлю остановить, отчет создать, потом все остатки переписать, результат с отчетом сверить, несоответствия выявить, и как то с этим еще разобраться. В любом случае торговлю нужно остановить. Это один лишь из маленьких примеров. «На деле», «кто бы что ни говорил», я не видел, что бы при «таких» автоматизациях остатки сходились, то есть в программе одно, а в жизни (на полках) «другое».
Тут же (в нашей программе), исповедуется неукоснительно правило: «сколько» и «что», видишь в программе – «то» и «столько», должно быть в наличии, если не так, смотреть «пункт первый».

Клиент доверяет программе, основывается на данные программы. Программа становится помощником, неотъемлемой частью ведения бизнеса. А не так: программа сама по себе мы сами по себе.

Я хотел лишь сказать, что нужна другая психология, другие принципы построения программ. Но так как, в большинстве IT-фирм руководители бывшие программисты, которые обладают психологией «как учили», как правильно, как все делают, то и «имеем, то что имеем».

Ну.. нагородил, подумает уважаемый читатель, в 1С тоже можно поддерживать актуальность остатков. Можно, согласен, но лишь теоретически, на практике же этого ни кто не делает - почему?. Вы разработчики – Вам виднее;.

У нас работают специалисты по 1С

- я спрашиваю: - Отличается? Говорят:

- В корне.

- А чем конкретно Вы можете объяснить?
- Ну… on-line остатки…
- Ну..) хорошо, но это сейчас вам уже понятно, что это такое, когда только «пришли» тоже понять не могли, а еще?
- Ну отображение…
– Но Вы же говорите, что на 1С так же можно построить?
– В принципе можно…, только сложно и лучше не делать..
- Так…, а в чем вот так конкретно?

- Да в принципе все по немногу: поиск «по одному полю», отображение «настраиваемое под пользователя» и «как хочешь», структура базы (понятнее проще –«все в одном»), автоматические, «самозаполняемые» справочники, синхронизация документов с остатками и между собой, интуитивно понятный интерфейс (не требует как такового обучения) сбоеустойчивость (пусть там клиент «хоть что делает» программа не упадет и даже если винт «крякнет» можно восстановить базу «одной кнопочкой») и т.д.. Но прежде всего психология и как следствие реализация.

- Вот! Вот наконец то сказали «нужное» - именно психологией - ведь так на пальцах сложно и иногда практически не возможно объяснить чем именно лучше «Nokia» от «iPhone» - ну тут немного не так, а тут вроде как по красивее, и тут вроде бы как удобнее, но в принципе, почти то же самое….Психология создания, внедрения. адаптирования и реализации продукта другая, вот в чем дело.

И я уже не говорю о «куче» всяких хитростей, нюансов, встроенных возможностей модификации, но не как у 1С на псевдо языке программирования а на «нормальном»: Pascal, HTML, – то что сейчас, со школьной скамьи изучают. Очень долго можно перечислять «чем отличается», но конечно, прежде всего, психологией, и от «ЭТОГО» все идет.

Но так как мы (подавляющее большинство людей) все понимаем и «воспринимаем по факту» то не думаю, что у данной статьи «большие перспективы, в отличие от программы – «хороший продукт дорогу себе пробьет».

И еще… прежде всего эффективность, экономическая – гарантия, что программа Вам, даст возможность, вернее организационно будет «подталкивать» Вас к работе с ассортиментом, ценовой политикой, аналитикой… - эффект будет!

Возможно я все таки толком не объяснил из чего складывается экономический эффект от использования именно нашей программы. Это отдельный разговор...

Начиная от того что: как правило, около половины товарных остатков (в суммовом выражении) лежат «мертвым грузом». И что: «у маленьких» есть свои неоспоримые преимущества перед монстрами, которые и необходимо использовать (в чем и поможет программа). Интересно было «для себя» провести опрос что нравится и не нравится в больших супермаркетах и что хорошего и плохого в маленьких торговых точках – результаты очень интересные.

Программа (как любой инструмент) может быть красивой «приятной», «крутой», модной, как например американская лопата: с изогнутым совком, с V – образной ручкой … а может быть наша родная, штыковая: с сучковатым черенком, и ни о какой красивости и речи нет, но! копать пробовали? И той и другой? и какой кому лучше?, особенно по нашим условиям, там где не песчаные почвы, а суглинок «твердокаменный».

Так и программа может быть «красивой» «навороченной», но копать будут той, которая «копать позволяет», реже ломается, и доступнее, пусть и не такая «крутая».

Но что бы программа действительно получила широкое распространение, популярность, овладела умами пользователей, и выходит на первое место роль таких личностей, как Стив Джобс, тех, кто может определить психологию, политику, построение программных продуктов, которые будут воспользованы, востребованы и эффективны как сами по себе, так и в той среде, которой они применяются.

Кто-то скажет, вот «налил воды»… где конкретные выводы предложения решения: «куда бежать, что делать».
Прежде всего, подумать, а кого зацепил «хоть чем-то» -информация здесь на сайте http://www.standart-n.ru

(если «понравится» - «продолжение следует»)

Бизнес - это не только экономика, но прежде всего психология.